1. Основные задачи
Отдел обслуживания Волоколамской центральной библиотеки:
1.1 Способствует удовлетворению культурных, информационных потребностей пользователей, приобщению населения к культурным ценностям общества.
1.2 Обеспечивает права пользователей на свободный и равный доступ к информации.
1.3 Создаёт условия для читательского, личностного, творческого развития пользователей.
1.4 Развивает новые услуги в целях расширения круга пользователей (роста их числа, повышения качества удовлетворения запросов).
1.5 Формирует универсальный фонд документов различных типов и видов; с особой полнотой формирует фонд местных документов.
1.6 Совершенствует библиотечное обслуживание, расширяет возможности информационного обеспечения пользователей с помощью компьютерных технологий, новых технических средств.
1.7 Осуществляет следующие виды деятельности:
- формирование, хранение, организация и предоставление пользователям универсального фонда документов различных типов и видов;
- информационное и справочно-библиографическое обеспечение запросов и потребностей пользователей;
- создание и использование источников библиографической информации;
- работа с пользователями (индивидуальная, массовая), способствующая привлечению пользователей к чтению, их читательскому и личностному развитию;
- координация работы с другими учреждениями культуры, общеобразовательными и специальными учебными заведениями, другими организациями;
- рекламная деятельность;
- оказание дополнительных платных услуг;
- создание комфортных условий пользования библиотечными и информационными услугами, обеспечение оперативного доступа, поиска и получения библиотечных документов и информации.
2. Содержание деятельности
2.1 Работа с пользователями:
- изучает личностные, культурные, информационные запросы пользователей, уровень потребностей в библиотечных услугах и удовлетворяет их, используя фонд своего отдела, единый книжный фонд МУК «Волоколамская ЦБС», межбиблиотечный абонемент (МБА);
- определяет ведущие читательские группы и организует дифференцированное обслуживание пользователей на абонементе и в читальном зале;
- проводит индивидуальную и массовую работу, способствующую читательскому и личностному развитию пользователей;
- оказывает помощь пользователям в выборе произведений и иных материалов путём устных консультаций, предоставления в их пользование каталогов и картотек;
- осуществляет справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей;
- обеспечивает потребности пользователей в информации о событиях общественной жизни, о новейших достижениях науки и техники, культуры и искусства, используя формы индивидуального и группового информирования;
- осуществляет сервисное обслуживание пользователей, предоставляя доступ к информационным ресурсам справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», Интернет;
- организует платный ночной абонемент, абонемент выходного дня для максимального удовлетворения спроса на документированную информацию по актуальной тематике и обеспечения комфортных условий сверхнормативного доступа к источникам информации;
- осуществляет копировальные работы в целях более полного охвата библиотечным обслуживанием населения, повышения сохранности библиотечных фондов, улучшения качества обслуживания читателей, не имеющих возможности пользоваться читальными залами;
- создаёт условия для интеллектуального, творческого общения пользователей, развивая различные формы индивидуальной, массовой работы, создавая объединения по интересам;
- применяет экономические санкции за задержку пользователями фондовых материалов сверх установленных Правилами пользования библиотечных сроков.
2.2. Работа с фондом:
- комплектует фонд с учётом разновозрастных групп пользователей и их интересов;
- изучает состав и использование фонда отдела;
- выявляет и отбирает неиспользованную, непрофильную, многоэкземплярную литературу;
- очищает фонд от устаревшей по содержанию и ветхой литературы;
- проводит систематический анализ неудовлетворённого спроса с целью докомплектования;
- обеспечивает сохранность фонда;
- реализует взаимоиспользование библиотечных фондов с помощью книжного фонда МУК «Волоколамская ЦБС» и МБА.
2.3. Ведёт учёт, планирование и анализ работы по обслуживанию пользователей и оказанию им библиотечных услуг.
2.4. Формирует справочно-библиографический аппарат отдела совместно с отделом комплектования и обработки, информационно-библиографическим отделом. Организует, ведёт и редактирует алфавитный каталог центральной библиотеки
2.5 Взаимодействует и координирует работу с учебными и внешкольными организациями, учреждениями культуры.
2.6. Осуществляет маркетинговую деятельность: организует рекламу отдела и предоставляемых им услуг.
2.7. Разрабатывает творческие программы перспективных планов развития отдела обслуживания, участвует в реализации региональных программ, программ развития МУК «Волоколамская ЦБС».
2.8. Изучает и обобщает инновационные методы и формы работы с читателями, внедряет в практику работы отдела и библиотек МУК «Волоколамская ЦБС».
2.9. Участвует в системе повышения профессиональной квалификации, организует консультативную и методическую помощь в организации работы с пользователями.
3. Организация работы и управление
3.1. Отдел обслуживания пользователей библиотеки является структурным подразделением Волоколамской центральной библиотеки МУК «Волоколамская ЦБС», находится в ведении и работает под непосредственным руководством директора МУК «Волоколамская ЦБС».
3.2. В своей деятельности отдел обслуживания руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами «О библиотечном деле», «Об авторском праве и смежных правах», «Основами законодательства РФ о культуре», постановлениями Министерства культуры РФ и Московской области, отдела культуры, молодёжной политики и спорта, рекомендациями методических центров, приказами и распоряжениями директора МУК «Волоколамская ЦБС», планами работы МУК «Волоколамская ЦБС», Положением о ЦБ, настоящим Положением, другими регламентирующими документами.
3.3. Отделом обслуживания руководит заведующий отделом, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности директором МУК «Волоколамская ЦБС». Заведующий отделом несёт ответственность за организацию и содержание работы отдела. Обязанности и права заведующего отделом определяются должностной инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.4. Сотрудники отдела назначаются и освобождаются от работы директором МУК «Волоколамская ЦБС» по представлению заведующего отделом. Обязанности и права сотрудников отдела определяются должностными инструкциями, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.5. Распорядок работы отдела определяется в зависимости от производственной необходимости и утверждается директором МУК «Волоколамская ЦБС».
4. Структура отдела
4.1. Структура и штат отдела обслуживания пользователей утверждается в принятом порядке директором МУК «Волоколамская ЦБС».
4.2. Структура и штат отдела:
Абонемент:
Читальный зал:
5. Порядок действия Положения об отделе обслуживания
5.1.Положение об отделе обслуживания пользователей утверждается директором Муниципального учреждения культуры «Волоколамская централизованная библиотечная система».